Main Menu





ПО НОВОМУ ЗАКОНУ ДАЧУ НИ ПРОДАТЬ, НИ ПОДАРИТЬ?



Дача

Новые требования к оформлению земельных участков обойдутся старым землевладельцам в лишние сотни тысяч рублей, уйму времени и нервов.

Ветеран войны из подмосковного Домодедова Анна Алексеевна Малышева решила переоформить свою дачу на дочь. Но в регистрационной палате пенсионерке отказали — оказалось, что границ собственного участка для переоформления теперь мало. Нужно еще, чтобы СНТ (садовое товарищество) определило границы земель общего пользования.

«Формальный повод — вдруг границы ее участка накладываются на земли общего пользования? То есть пока СНТ не оформит все свои дороги, канавы, линии электропередачи и так далее, никакое наследование, дарение либо продажа участков невозможны», — комментирует пресс-секретарь Ассоциации адвокатов России за права человека Юлия Гусейнова.

Уже несколько месяцев Анна Алексеевна, одноногий инвалид, ходит по судам, которые, к слову, уже обошлись ей в 100 тыс. рублей. СНТ же определять свои границы не торопится — оформление подобного документа обойдется в 3 млн рублей. То есть на каждого дачника — по 10 тысяч. Сумма вроде бы небольшая. Но, кроме пенсионерки Малышевой, никто из садоводов никаких сделок со своими дачами проводить пока не планирует.

«Подобные требования стали предъявлять к садоводам только в этом году, — комментирует Людмила Голосова, председатель Профсоюза садоводов России и Нацсовета по земельной политике и ЖКХ. — В прошлые годы для определения границ СНТ достаточно было провести общее собрание и подписать акт согласования границ. Вызывать кадастрового инженера и фиксировать точные координаты не требовалось».

Оформление земель общего пользования в среднем по Московской области обходится нынче каждому дачнику от 10 до 150 тыс. рублей. «Это все юридические, судебные и прочие бумажные издержки», — говорит Юлия Гусейнова.

ГЕНПЛАН ПОБОКУ

Настоящей головной болью грозит теперь обернуться и определение границ с соседними участками.

«Кадастровые палаты расформировывают, они окончательно прекратят свое существование к концу этого года, — рассказывает Людмила Голосова. — Теперь кадастровые паспорта не выдают. Вместо них — выписку из ЕГРН, где в графе «вид права» стоит прочерк, в графе «правообладатель» — тоже прочерк. То есть нет ни права, ни правообладателя!»

Напомним, что эти изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О кадастровой деятельности» вступили в силу 1 января 2017 года.

«В СССР подобного бардака не было, — возмущается Людмила Голосова. — На каждое СНТ существовал генеральный план, в соответствии с которым нарезались земельные участки. Причем нарезались самым простым, линейным способом — 20 на 30 метров, то есть классические шесть соток».

Россия в 1992 году начала формировать свой кадастровый учет. На публичную кадастровую карту Роснедвижимости просто перенесли земельные участки в соответствии со старыми генеральными планами.

«Ни один участок не налезал на соседний, пока в 2006 году не приняли закон №93- ФЗ (о дачной амнистии), — рассказывает Людмила Голосова. — Он разрешил регистрировать права на участок, имея сокращенный пакет документов. В итоге участки регистрировали по факту занимаемой площади. Кто-то чуть-чуть залез на соседний участок при установлении забора, кто-то вылез на земли общего пользования и так далее».

Потом все эти участки с новыми границами внесли в публичную кадастровую карту Роснедвижимости, и пошло-поехало…

«Когда стало очевидно, что публичная кадастровая карта окончательно испорчена наложениями границ, чиновники придумали Росреестр. Большинство дачников, которые начали проводить межевание, обнаружили, что их участки накладываются на соседние», — продолжает Голосова.

Сегодня уточнение границ только с одним соседом обходится в суде в 100-200 тыс. рублей. А соседей обычно трое!

ДРАГОЦЕННЫЙ ЗАБОР

Пенсионер Валерий Ежов из Орехово-Зуевского района, город Куровское, попал в переплет с забором. Растил себе спокойно кур да кроликов, пока не решил поменять забор с поваленного деревянного на новенький металлический. Потратил на это удовольствие 200 тысяч — деньги для подмосковного пенсионера огромные.

«И тут же сосед с одной стороны подает на Ежова в суд — якобы тот намеренно оттяпал у него своим забором драгоценные метры земли», — рассказывает Юлия Гусейнова.

Стали разбираться. Оказалось, что со времен СССР границы этих двух участков действительно каким-то чудесным образом поменялись. Сосед пошел на принцип и потребовал от Ежова снести злополучный забор. Тот начал судиться.

Вот уже несколько лет суд так и не может решить, какие границы правильные — старые советские или новые российские. На суды и адвокатов упорный пенсионер потратил уже почти миллион рублей. Но и сосед сдаваться не собирается.

Анна Александрова.

ТАСС/Н. Желудович

© Ссылка на источник






Comments are Closed