Main Menu





«Мортона» больше нет. Как отреагирует рынок недвижимости?



Деньги, доллары

Фактов слияния и поглощения застройщиками друг друга мало — в этом сходятся все эксперты. Во времена кризиса распространение получили скорее примеры перехода контроля над девелоперами в финансовый сектор.

«Таких крупных сделок не так много. Один из ярких примеров – покупка компании «Масштаб» (А-101) компанией «Интеко». Основной причиной таких сделок является необходимость в приобретении земельного банка/портфеля проектов той компании, которую приобретают. Также косвенно к таким примерам можно отнести поглощение «Донстрой», «ГАЛС» структурами Банка ВТБ. Из-за долгов застройщиков перед банком, контроль над ними приобрела группа ВТБ», — сообщает Ильшат Нигматуллин, президент ГК «Гранель».

«Пожалуй, другого крупного слияния, аналогичного сделке «Мортона» и группы ПИК, на столичном рынке недвижимости в прошлом не было, — согласен с коллегами Павел Телушкин, исполнительный директор компании «ФЦСР» (девелопер «Квартала Триумфальный»). — Как правило, владельцы девелоперского бизнеса начинают избавляться от активов только в критическом положении, поэтому продажа «Мортона» скорее стала исключением из этого правила. На практике, чаще всего происходит банкротство и продается не сама фирма, а ее активы. Тем не менее отмечу, что значительные сделки время от времени девелоперы пытаются осуществить. К примеру, после кризиса 2008 года «Донстрой» и «Галс-Девелопмент» неоднократно пытались объединиться в одном юрлице, но в итоге этого не произошло».

Помимо событий прошлых лет, почти все эксперты вспомнили и более свежую сделку — летом этого года ФСК «Лидер» приобрела компанию ДСК-1, московский домостроительный комбинат, который также занимался реализацией девелоперских проектов и с начала 90-х годов считался одним из крупнейших региональных застройщиков. Кстати, та сделка тоже оказалась неожиданной для широкой общественности, но слухи о проблемах ДСК-1 появились раньше.

«На конец 2015 года задолженность ДСК-1 составляла 12,78 млрд рублей. ФСК «Лидер» взял на себя обязательства по урегулированию проблем комбината с кредиторами. Сегодня список пополнился еще двумя игроками – ПИК и «Мортон». Идет совершено нормальный процесс – игроки рынка адаптируются к новым экономическим условиям и потребностям покупателей.

Не исключаю, что в будущем крупные слияния также возможны, ведь конкуренция в московском регионе сегодня острая», — считает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп».

Главный вопрос, который волнует и покупателей, и экспертов — что будет после того, как сделка заключена. Когда шумиха в прессе уляжется, и компания (или компании) начнут работать в новом ритме. Но не всегда процесс проходит благополучно для поглощенной структуры.

«В примере с «Масштаб» компания прекратила своё существование, проекты ушли под контроль нового владельца. В случае с Донстроем и ГАЛС компании сохранили и названия, и продолжили работать в привычных ценовых сегментах (дома бизнес- и премиум-класса)», — рассказывает Ильшат Нигматуллин, президент ГК «Гранель».

«Обычно такие слияния и поглощения, напротив, позволяют девелоперу достроить объекты, — считает Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. В кризисное время выживают компании, которые укрупняются. Им легче адаптироваться под изменяющуюся конъюнктуру и нащупать ниши для развития».

«Мортон» и «ПИК»: чего стоит, а чего не стоит ждать?

Что касается конкретного случая — поглощения компанией «ПИК» подмосковного застройщика «Мортон» — никаких неожиданных новостей эксперты не ждут. Поскольку и ПИК, и «Мортон» раньше осуществляли проекты примерно в одном сегменте (с поправкой на большую или меньшую доступность для покупателей), резкой смены курса, скорее всего, не будет.

«Скорее речь пойдет о кадровых изменениях, оптимизации всех бизнес-процессов и расширении ассортиментной линейки. Но если первый момент действительно обусловлен слиянием, то второй — рыночными реалиями, которые диктуют девелоперам стратегию поиска наиболее эффективной экономической модели и тестирования разных продуктов недвижимости, — объясняет Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. — Так, еще до объединения обе компании начали пробовать свои силы в реализации проектов бизнес-класса. У ПИКа – это квартал Vander Park, у Мортона — МФК «Штаб-квартира на Мосфильмовской». Если опыт окажется успешным, то его, вероятно, продолжат и не исключено, что в будущем ПИК выйдет на элитный рынок, если этому будет благоприятствовать экономическая ситуация и портфель земельных активов компании».

«Учитывая, что вся деятельность теперь будет осуществляться под брендом ПИК, то изменений не избежать. Скорее всего, текущие проекты будут достроены в прежнем темпе, а вот концепция анонсированных или проектов в разработке изменится, — предполагает Наталья Шаталина, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки». К тому же не весь земельный банк «Мортона» ПИК оставит. Учитывая, что ПИК концентрируется на московских проектах либо проектах в ближайшей зоне Подмосковья, то земельные участки на удалении более 7-10 км от МКАД будут ПИК не интересны и, скорее всего, распроданы.

Мы ожидаем, что в Москве ПИК будет стремится выходить с новыми проектами в более высоком сегменте – комфорт+ и бизнес-класс».

«На текущих проектах как самой группы ПИК, так и тех ЖК, которые достанутся новым владельцам от «Мортона», слияние скорее всего никоим образом не отразится, — соглашается Павел Телушкин. — Девелопер будет избегать любых шагов, которые могут поставить его репутацию под удар, особенно если речь идет об известном всему рынку и многим покупателям игроке. Неприятности у дольщиков – это худший старт для новой компании».

«Одно из важнейших преимуществ такой сделки – доступ к богатому земельному банку «Мортона» — самому важному резерву при развитии строительной компании. Для ПИК это — возможность выйти на новые рынке и диверсифицировать «продуктовую линейку, — комментирует Александр Шибаев.

Но для неспециалистов рынка недвижимости такие движения не положительным образом сказываются на их решение приобрести квартиру. Но в данном случае великий бренд будет заменен другим крупным игроком на рынке со стажем, поэтому негативный эффект будет сведен к минимуму».

«Не исключаю, что ПИК может изменить концепцию уже строящихся проектов «Мортона», — высказывает свое мнение Мария Литинецкая. — Скорее всего это будет только в плюс с учетом того, что компания ПИК строит жилье с высокими потребительскими характеристиками для своего сегмента. Если ПИК распространит свой опыт на подмосковные площадки «Мортона», то потребитель однозначно выиграет».

 






Comments are Closed