Main Menu





Бездомный агент — проблема работодателя?



Большую долю сотрудников столичных агентств недвижимости составляют иногородние (по разным данным, до 40-60%). Нанимаясь на работу, они нередко просят повышенную фиксированную часть зарплаты из-за того, что вынуждены арендовать жилье. А, как известно, в Москве это дорогое удовольствие. Со своей стороны, работодатель не считает запрос справедливым: ведь прежде чем новичок принесет компании первую прибыль, может пройти и полгода, но высокий оклад ему нужно платить сразу.

RealEstate.ru задал участникам рынка вопрос о том, как они решают данную проблему: соглашаются на условия соискателя из-за дефицита кадров, оптимизируют свои расходы за счет предоставления общежития, либо вообще таких не нанимают.

Агентства недвижимости — маленькие и большие — хронически страдают от дефицита качественных кадров. С топ-менеджерами и супер-продажниками все понятно: их вместе с качественным пулом клиентов время от времени перекупают лучшие участники рынка либо они сами становятся независимыми игроками. А вот с рядовыми сотрудниками настоящая беда и полное несоответствие желаемого и действительного. У каждого кадровика имеется своя галерея портретов, залитая горькими слезами отчаянья.

В коллекции и престарелая девушка «толькочтосподиума», заявляющая о том, что она тесно знакома с богатейшими людьми столицы и готова им продавать элитные дворцы за скромную зарплату в 8 тыс. долларов в месяц. Найдется и выпускник МГИМО/МГУ или ВШЭ, который также готов предоставить компании свою светлую голову и драгоценное время исключительно за такую же сумму. Есть и весьма опытный и тертый жизнью субъект за сорок — например, экс-гендиректор разорившегося рекламного агентства, который «все знает и умеет», но при этом не совершивший ни одной сделки. И так далее.

Впрочем, если мы говорим об отсутствии опыта — это еще полбеды. Напротив, некоторые компании предпочитают обучать сотрудников с нуля, когда те еще не успели обрасти «вредными» привычками, приобретенными в конкурирующих организациях. Совсем плохо, когда у соискателей высокие амбиции и совершенно нет желания учиться, нет мотивации на результат.

Однако замотивированные и желающие тоже приходят. Но очень часто, это приезжие либо молодые специалисты, решившие жить отдельно от родителей. И тем и другим приходится арендовать жилье. И вот тут все участники процесса сталкиваются с порочным кругом московского рынка труда. Высокий спрос на жилье в Москве изначально взвинтил арендные ставки. Арендаторы требуют от работодателя повышенных зарплат, чтобы компенсировать повышенные расходы на жилье. А работодатели, стонущие от несоответствия расходов на рабсилу и полученных от нее доходов, начинают усиленно искать способы оптимизировать эти затраты, либо, если рынок позволяет, поднимают стоимость своих услуг, которыми нередко пользуются те самые арендодатели, взвинтившие ставки. Круг замкнулся. Теперь уже не понять, кто первым начал, и можно ли когда-либо разомкнуть эту цепь.

Если перейти от философии к цифрам, то получается следующий расклад. Однокомнатная квартира сдается в Москве за 25 — 30 тыс. рублей в месяц. Как известно, зарплата агента складывается из фиксированной части (оклад или фикс) и комиссионных в виде процента от сделок. Работодатель обычно не дает агентам, тем более начинающим, свыше 30 тыс. рублей в месяц фикса, чтобы не расслаблялись. Но для арендатора столичной квартиры — это невозможная ситуация. Он начинает просить у работодателя хотя бы 50 тыс. рублей в оклад — и это вопрос выживания. Работодатели не считают такую цену справедливой еще и потому, что нередко проходит не один месяц прежде, чем новичок совершит первую сделку. А ему сразу нужно платить высокий оклад.

Тем самым, мы подходим к вопросу: «Что делать?». Опрошенные Realestate.ru участники рынка дали на этот вопрос разные ответы.

«Просчитываем приобретение нескольких многокомнатных квартир для сотрудников»

Марат Манасян, директор брокерской компании Retail Row:

— Сейчас наша компания рассматривает вариант приобретения нескольких многокомнатных квартир под цели предоставления жилья сотрудникам. С инвестиционной точки зрения идея выглядит достаточно привлекательно. Многокомнатные квартиры (3-4-5 комнат) обычно не пользуются большим спросом со стороны потребителей жилья и, поэтому, цена на них ниже с точки зрения стоимости квадратного метра. Пока проект в разработке, поэтому сложно говорить о фактической эффективности такого решения.

В теории это выглядит так: работодатель экономит на той части зарплаты сотрудников, которая отводилась бы на оплату аренды жилья. А это, как минимум, 25 000 рублей в месяц. При наличии у компании 5-тикомнатной квартиры, 4 комнаты могут быть заняты сотрудниками. Из зарплаты четырех сотрудников уходит 100 000 рублей ежемесячно или 1 200 000 ежегодно.

Теперь о затратах компании на такой проект: самая большая часть — это, собственно, покупка такой квартиры или квартир. Но их можно рассматривать, как долгосрочное инвестирование. Однозначно расходами являются затраты на перепланировку и ремонт. Из рисков — приобретение заведомо неликвидного помещения.

Что же касается самих сотрудников — насколько им интересно было бы такое предложение, то мы несколько раз задавали подобные вопросы на собеседованиях в качестве теста. Большинство кандидатов — «за». Люди готовы поступиться комфортом отдельного жилья в угоду отсутствия необходимости постоянной оплаты за него. Кроме того, наличие предоставляемого жилья — неплохой мотивирующий для кандидата фактор.

«Компании нерентабельно содержать своё общежитие для сотрудников»

Вера Данилочкина, директор по управлению человеческими ресурсами ГК «МИЭЛЬ»:

— Данный вопрос поднимался в «МИЭЛЬ» неоднократно: очень соблазнительно в период кадрового голода, который сейчас испытывают многие компании, выйти в регионы и предложить всем желающим работу и жилье в Москве. Однако в силу специфики риэлторского бизнеса вопрос обеспечения новичков временным жильём сегодня является для нас закрытым.

С экономической точки зрения это крайне нерентабельно, так как новичок в риэлторском бизнесе приносит первую прибыль только через 3-6 месяцев работы, а на постоянный доход выходит не ранее чем через год. Все это время компания вынуждена нести убытки, оплачивая проживание новым сотрудникам, которые пока не приносят прибыли. Более того, пик увольнений в риэлторской сфере (более 40%) приходится именно на первый год работы, на период вхождения новичков в должность. Поэтому говорить об окупаемости жилого фонда для иногородних сотрудников не приходится.

ГК «МИЭЛЬ» заинтересована в привлечении сотрудников из других городов, и если на собеседовании мы видим, что кандидат обладает всеми необходимыми качествами, чтобы заняться риэлторской деятельностью, и вопрос с жильём у него не решён, мы предоставляем ему контактную информацию хостелов, которым мы доверяем и с которыми сотрудничаем. На данный момент в Москве достаточно много мини-гостиниц экономкласса, которые предоставляют качественное жилье со всеми удобствами и по приемлемой для иногороднего человека цене. После того, как риэлтор выходит на достойный уровень заработка, он может переехать из хостела в съёмную квартиру или купить квартиру в новостройке в нашей же компании. Все зависит от его желаний и стремлений.

«Спасают дружественные общежития»

Елена Соколова-Бауш, директор Департамента управления персоналом компании «ИНКОМ-Недвижимость»:

— Действительно, с каждым годом дефицит кадров на рынке труда ощущается все сильнее. И это касается представителей многих специальностей — и юристов, и маркетологов, и IT-специалистов, и менеджеров по персоналу, и, конечно, менеджеров по продажам — в нашем случае агентов по недвижимости.

Последние годы мы активно работаем с иногородними кандидатами и очень довольны этим сотрудничеством. По наблюдениям руководителей производственных направлений ИНКОМ-Недвижимость, более половины людей, сделавших карьеру в компании, в свое время приехали в столицу из других регионов, и пришли к нам, не имея ни опыта работы, ни связей, ни постоянного жилья в Москве.

По нашему опыту, соискатели, приезжающие «покорять Москву», имеют финансовый запас на 3-6 месяцев. Некоторые сотрудники-агенты первые месяцы совмещают работу у нас с работой в других компаниях с окладной системой оплаты труда — это позволяет преодолеть первые, самые трудные, месяцы в освоении профессии риэлтора. Квартирный вопрос для большинства иногородних сотрудников — конечно, один из самых острых.

В свое время мы рассматривали разные возможности его решения: изучали рынок общежитий, думали о том, чтобы сотрудники компании объединялись и снимали жилье в складчину… В итоге ситуация такова. Выкупать общежитие для нас нецелесообразно, нам выгоднее брать жилье в аренду. Мы подготовили перечень общежитий, в которых можно снять комнату или койко-место, — подробный список с расценками, и при необходимости предоставляем информацию заинтересованным соискателям.

Многие начинающие иногородние сотрудники снимают комнаты или квартиры в Подмосковье — это в 1,5-2 раза дешевле, чем в Москве. Есть практика, когда руководители некоторых офисов самостоятельно организуют проживание своих новых агентов. Помочь подобрать адекватное запросам и материальным возможностям жилье могут и в подразделениях аренды нашей компании. Если мы видим сильного, целеустремленного, активного кандидата, то делаем все, чтобы помочь ему решить вопросы быта. А также помогаем максимально быстро освоить новую профессию и начать зарабатывать достаточно, чтобы не только снимать свое жилье, но и в будущем его себе купить.

«Иногородним жилье не предоставляем и на повышение оклада не идем»

Ен Ун Боку, генеральный директор агентства недвижимости «Century21 Римарком»:

— Мы работаем в небольших подмосковных городах (Чехов, Троицк), и нам важно, чтобы наши сотрудники знали местность, в которой работают. Они буквально должны чувствовать себя на местности, как рыбы в воде! Поэтому почти все риэлторы в нашей компании — местные жители. Мы не планируем брать на работу иногородних и снимать для них жилье, в нашем случае это нерентабельно. Хотя хорошо замотивированных приезжих мы с удовольствием берем, но без предоставления им жилья.

«Жилье сотрудника — проблема сотрудника»

Татьяна Коледина, Директор по персоналу Est-a-Tet:

— Нужно понимать, что широкий социальный пакет — это скорее способ привлечения кадров, нежели мотивации работать лучше. Если говорить об агентах по продажам новостроек, то это профессия, требующая максимальной личной мотивации и в хорошем смысле желания заработать, поэтому на такую должность мы изначально стараемся выбирать амбициозных людей, которые грубо говоря, хотят сами заработать на квартиру, а не жить в корпоративной. К тому же, если сотрудник изначально заинтересован только в получении преференций от компании, то ожидать работы «с огоньком» не стоит.

Антон Белых, управляющий партнер DNA Realty:

— Мы в DNA Realty рассматриваем всех сотрудников без исключения и не делаем особого различия между москвичами и приезжими. На самом деле, молодой житель Москвы, взявший ипотеку, куда более мотивирован на результат, чем иногородний, снимающий комнату или — более того — живущий в комнате или квартире, которую ему предоставил работодатель. К тому же, москвичи или приезжие, имеющие свою квартиру или живущие с родителями или семьями, не требуют сразу высокого фикса и согласны работать за процент + минимальный фикс в расчете на высокий доход от сделок, что, безусловно, выгоднее владельцам компании, да и самим сотрудникам, так как при минимальном фиксе процент за сделки выше, чем при высоком. Средняя фиксированная зарплата в брокерских компаниях для рядовых менеджеров не превышает 30 тыс. руб. в месяц, все остальные деньги зарабатываются на реальных сделках. Кроме того, по рынку гуляет очень много «горе-специалистов», которые на бумаге имеют большой опыт работы (а по факту — просиживания штанов), но при этом не эффективны с точки зрения реального брокериджа. Платить им сразу высокий фикс — это прямые убытки для компании.

Поэтому я считаю, что проблемы с жильем должны решать сами сотрудники. Мы им предоставляем базу из более чем 300 объектов и нескольких тысяч клиентов, с которыми можно работать и закрывать сделки. Плюс мощная рекламная поддержка (то есть мне выгоднее вложить деньги в рекламу и получать вместе с каждым брокером прибыль, чем платить высокий фикс сотруднику). Хороший брокер при такой базе и поддержке уже за 2-3 месяца сможет выйти на приличный доход, который позволит ему спокойно снимать квартиру. И в этом случае сотрудник будет более мотивирован на результат. А проблема рынка в том, что многие небольшие компании не могут обеспечить ни базу объектов, ни базу клиентов, отправляя своего брокера по сути на вольные хлеба, но при этом требуя его делиться частью заработка.






Comments are Closed