Договор купли-продажи
Вы решили приобрести квартиру на вторичном рынке (то есть неновую — ту, в которой кто-то уже жил). Это означает, что вам придется контактировать с продавцами, имеющими на свою недвижимость различные правоустанавливающие документы. Какой вообще бывает эта «правоустановка» — с этим вопросом разбирался «Соб.ру».
Часто называется «ДКП». По словам опрошенных нами экспертов рынка, этот вид правоустанавливающих документов встречается при сделках чаще всего — примерно у 50% всех продаваемых квартир. Примечательно, что — по данным государственных органов — значительно больше квартир находится в собственности граждан на другом юридическом основании — они были приватизированы. Мнимое противоречие тут объясняется просто: те, кто приватизировал квартиру, часто после этого ничего с ней не делают. А люди, недвижимость приобретавшие (и, соответственно, имеющие на нее ДКП) более деятельны и активны — так что и продают свое имущество они чаще.
Проблема с квартирами с договором купли-продажи, говорит Ольга Балбек, замдиректора по юридическим вопросам компании «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», состоит в том, что здесь нужно проверять всю сделку. В частности, был ли дееспособен продавец, не совершались ли до последней продажи еще какие-то переходы права собственности?
Приватизация
Это основание встречается у примерно 20% продающихся квартир. Приватизация выглядит одним из самых «чистых» видов сделок: недвижимость безвозмездно передавалась государством проживающим, никакого мошенничества тут вроде бы быть не может. Но это, к сожалению, не так. Если в квартире проживало несколько человек, кого-то из них могли исключить из числа участвующих в приватизации. Например, гражданин временно отсутствовал (командировка, армия, пребывание в тюрьме). Либо был недееспособным. Огромный пласт проблем — с детьми, которых то включали, то не включали в состав участников приватизации (законы на этот счет несколько раз менялись). Если в квартире имелся любой из перечисленных выше персонажей, он может после сделки с вами заявить о своих правах на недвижимость.
Есть и еще одна категория — люди, отказавшиеся от участия в приватизации. По закону, они сохраняют пожизненное право проживать в данной квартире. Так что наличие такого человека означает, что либо он станет вашим соседом, либо вам придется как-то откупаться от него…
Наследство
Распространено на рынке примерно так же часто, как и приватизация — те же 20% случаев. Наследство, напоминает Ольга Балбек, бывает по завещанию и по закону (когда наследодатель не оставил завещания, и процесс идет в соответствии с правилами, описанными в Гражданском кодексе).
Завещание — вещь абсолютно свободная, т.е. человек вправе «отписать» свое имущество кому угодно, а не только родственникам. Так что основная проблема здесь — убедиться, что завещание действительно было таким, составлено по всем правилам и т.п. Другая проблема — ГК предусматривает т.н. «обязательную долю» для несовершеннолетних детей, нетрудоспособные супругов и/или родителей умершего. Опять-таки, следует убедиться, что подобных персонажей либо нет, либо они получили причитающуюся им долю и не станут предъявлять претензий.
С наследованием по закону — свои сложности, главная из которых — понять, не было ли других претендентов на наследство. Например, у наследодателя-мужчины «в дополнение» к официальным детям, жившим с ним вместе, вполне может отыскаться внебрачный ребенок — иногда даже в другом городе. По закону он — такой же полноправный наследник, как и все прочие…
Остальное: дарение, рента, мена
Эти основания встречаются уже значительно реже — на каждое из них приходятся считанные проценты продаваемых объектов недвижимости. С дарением все довольно просто, надо лишь убедиться, что соответствующее волеизъявление действительно имело место. Если даритель жив — хорошо бы встретиться с ним, если нет — тогда поговорить с его наследниками и убедиться, что они не намерены оспаривать его волю.
Рента. Тут основная сложность в том, что заключаются такие договоры с престарелыми людьми. Соответственно, и тактика нападения наследников (если они решат оспаривать договор) состоит в том, что «наша бабушка под конец жизни была не в себе и не понимала, что именно она подписала». Способ защиты тоже очевиден: разыскать этих наследников и попросить их подписать бумаги о том, что они не возражают против решения своей умершей бабушки. А если все-таки возражают — тогда от приобретения такой квартиры лучше отказаться.
Мена. Одна из самых безопасных сделок: тут при самом плохом раскладе каждая из сторон просто вернется в свою квартиру. Жалко, что договоров мены очень мало, поскольку риэлторы все время активно боролись с ними, убеждая клиентов, что мена — это признак неразвитого рынка.
Свидетельств нет, но это не страшно…
С июля прошлого года Росреестр (организация, осуществляющая учет всей недвижимости) вообще перестал выдавать свидетельства о собственности, а все соответствующие данные стали существовать исключительно в электронном виде. Этот факт изрядно взволновал рынок — пошли разговоры о том, что «правоустанавливающих документов больше не существует». Изучение вопроса, как всегда, показало, что действительность не так ужасна — надо просто не паниковать…
Итак, свидетельство о собственности не является (и никогда не являлось) правоустанавливающим документом. Оно — документ правоподтверждающий. А настоящие правоустанавливающие (договор купли-продажи, договор передачи при приватизации, документы о праве на наследство) никто и не думал отменять. Они сохранены и — как и прежде — обязательно «украшаются» в ходе сделки различными печатями, в том числе и Росреестра.
«Проверять правоустанавливающие документы при приобретении квартиры нужно ВСЕГДА!, — убеждена Светлана Краснова, руководитель юридической службы компании «ИНКОМ-Недвижимость». — Особо внимательно надо изучать документ-основание возникновения права собственности у продавца: договор купли-продажи, договор дарения, судебное решение, приватизация или др. Именно этот документ имеет первостепенное значение, и именно в нем содержатся существенные условия заключенной сделки». Что до хорошо знакомого всем свидетельства о собственности, то у большинстве квартир оно еще есть, а у тех, где переход права собственности произошел в последние месяцы, вместо свидетельства будет другая бумага — выписка из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).
Береженого бог бережет…
Вопрос не совсем в тему нашей статьи — но все-таки рассмотрим его. Одной из новаций в работе Росреестра стала возможность принимать документы на сделки онлайн, можно даже из другого региона. Чиновники, разумеется, произнесли все приличествующие случаю мантры о том, что система замечательно защищена от зловредных хакеров — но этот аспект как раз и вызывает сомнения. Особенно на фоне историй об успехах хакеров — от большой политики в США до заурядных историй о кражах денег с банковского счета. Что тут делать обычному человеку — тому, кто опасается, что его квартиру могут продать без его ведома?
Решение есть, и очень простое. Как говорит Светлана Краснова, можно поставить запрет на совершение регистрационных действий без вашего личного участия. Для этого собственник недвижимости должен обратиться в любой центр «Мои документы» с соответствующим заявлением. В этом случае в ЕГРН запись, наличие которой является основанием для возврата без рассмотрения документов, представленных иным лицом, не являющимся собственником объекта недвижимости. Даже при наличии у этого лица нотариально удостоверенной доверенности от собственника.
Related News
Семейная ипотека без детей
После завершения государственной ипотечной программы на новостройки, семейная ипотека стала основным драйвером продаж. Однако сRead More
Если уволили, а у вас ипотека…?!
Наличие ипотечного кредита не мешает работодателю уволить сотрудника по любой причине. ❓Что предпринять, если васRead More
Comments are Closed