Main Menu





Риски нанимателя жилья



Информационные агентства

Мы неоднократно предупреждали об информационных агентствах, прямой целью которых является обман клиентов. Но несмотря на это, до сих пор находятся незадачливые наниматели, доверяющие таким фирмам и предложенным им схемам. Коротко расскажем об этом.

Информационные агентства за небольшую сумму в пределах 1500-2500 рублей обязуются в течение одной-двух недель предоставить информацию о квартирах и комнатах, которые сдаются в Москве, в виде факсимильного сообщения или распечаток (в зависимости от пожеланий заказчика). Распечатка выглядит следующим образом: все имеющиеся варианты размещены в таблице, в которой есть только станция метро, телефон и имя хозяина. Клиента будут убеждать, что квартиру можно подобрать в считанные дни, что все агентства недвижимости работают по этим схемам. Сразу предупредим, результат обзвона окажется неутешительным: в лучшем случае квартира уже давно сдана, в худшем — никто об этом и не помышляет.

И хотя с агентством заключен договор, оно вправе заметить, что необходимую информацию клиент получил, поэтому рассчитывать он может только на такие же распечатки, от которых нет ни малейшего толку.

Совет такой: не гоняться за дешевизной, не взаимодействовать с информационными агентствами. Иначе придется выбросить на ветер деньги и изрядно потрепать себе нервы.

Как отличить информационное агентство от агентства недвижимости? Прежде всего — по стоимости услуг. Агентство недвижимости берет 100 % месячной арендной платы за квартиру. То есть, снимая жилье, клиент платит не только хозяину (как правило, за первый и последний месяц), но и агентству. Работают здесь с реальными вариантами, да и случаев мошенничества гораздо меньше, ведь грамотного агента, который будет представлять интересы заказчика, обмануть гораздо труднее. Следует обратить внимание и на сам договор. Если в нем прописано, что нанимателю оказывают услуги справочно-информационного характера, такое агентство не несет никаких обязательств перед третьими лицами.

РИСК 2. Ловушки аферистов!

Не стоит думать, что с вами такого никогда не случится. Большинство пострадавших от мошенничества на рынке аренды жилья — люди неглупые, но юридически неграмотные.

Схем много. Одна из самых распространенных — найм уже арендованной жилплощади. Аферист снимает одно- или двухкомнатную квартиру низкой ценовой категории, а потом предлагает ее другому нанимателю. Тут могут быть варианты. Первый: квартиру сдают по цене значительно ниже среднерыночной, но требуют предоплату или залог, который покрывает потраченные мошенником деньги за первый месяц найма и приносит прибыль. Легенды бывают разные: например, аферист уезжает в командировку на несколько месяцев и просит плату вперед; «хозяин» умоляет подождать с переездом, пока не вывезет лишние вещи, и хочет, чтобы за первый месяц ему заплатили сейчас или оставили залог (30-50 % от арендной платы). Спустя несколько дней, когда доверчивый наниматель приезжает вселяться, он обнаруживает перед дверью еще несколько семей, с которых мнимый владелец квартиры тоже взял залог.

Аферисты могут даже заключать договоры найма и сразу вручать ключи, но всегда оставляют лазейку для обмана. Иногда перед заселением они меняют замки в квартире или вскоре появляются «родственники» и выставляют непрошеных жильцов. Попасть в ловушку афериста, к сожалению, довольно легко. Они хорошие психологи и все заранее просчитывают.

Практически в любом солидном агентстве недвижимости есть списки квартир, хозяева которых регулярно обводят нанимателей вокруг пальца.

Как же избежать аферы? Главный совет: проверять документы на квартиру и удостоверяющие личность, не давать денег без расписки, в которой обязательно должны быть указаны паспортные данные наймодателя. Это риски, связанные с мошенниками, которые заведомо готовы к обману.

Теперь поговорим о рисках, которые возникают при различных недоразумениях и разногласиях наймодателя и нанимателя.

РИСК 3. Муниципальная квартира

Все знают, что неприватизированная квартира принадлежит городу, но мало кто из наймодателей заботится о получении письменного согласия представителя муниципалитета и всех, кто прописан в квартире, на сдачу жилья внаем. Именно эта бумага является основополагающей. Без разрешения муниципалитета любой прописанный в квартире может запретить нанимателю жить в ней. Есть случаи, когда на этом нюансе строится мошенничество: двое прописанных разыгрывают спектакль — один сдал и уехал, а другому негде жить. Но существуют случаи непреднамеренного обмана, когда разногласия в семье (жена сдала, а муж против) вынуждают нанимателя покинуть квартиру, в которой он жил всего несколько месяцев, а то и недель. И даже если незадачливый наймодатель вернет деньги, все равно придется искать другую площадь, переезжать, терять время и нервы.

Поэтому необходимо выяснить, находится ли квартира или комната в собственности у наймодателя. И если она не приватизирована, надо требовать письменного разрешения всех прописанных в квартире людей. А для найма комнаты в коммунальной квартире нелишне заручиться поддержкой соседей: если они будут против, лучше договор не заключать и от такого варианта отказаться.

То же самое касается и квартиры, у которой несколько собственников: следует получить письменное согласие каждого из них на сдачу жилья внаем.

РИСК 4. Несвоевременное повышение арендной платы

Допустим, человек недавно снял квартиру, прожил в ней пару месяцев, а хозяин повысил арендную плату, не предупредив заранее. Так как при найме жилья для многих нанимателей немаловажен стоимостной аспект, многие ищут жилье подешевле и рассчитывают именно на первоначальную сумму. Но привычка делает свое дело. И наниматель соглашается с новой арендной платой, потому как мысль о переезде гораздо страшнее дополнительных 30-50 долларов.

А все потому, что не заключен договор найма и у нанимателя нет документа, подтверждающего размер арендной платы. Именно в договоре фиксируется стоимость одного месяца найма, а также время, в течение которого наймодатель не имеет права ее менять.

РИСК 5. Жесткий контроль со стороны наймодателя

Кто-то относится к сдаваемой внаем квартире по-деловому, как к средству зарабатывания денег, а кто-то — слишком трепетно и боязливо, и потому решает, что вправе посещать ее в любое время и контролировать жизнь нанимателя. По закону же на период действия договора найма на нанимателя переходит право неприкосновенности жилища. А значит, он имеет полное право требовать от хозяина не приходить без предупреждения и тем более, когда в квартире никого нет.

К сожалению, не все заключают договор. Но даже если делать это необязательно, надо отдельно обговорить вопрос о возможных визитах. Это поможет решить, как и когда принимать хозяина с проверкой, или отказаться от жилья, если он беспокоится за имущество и планирует наведываться чаще, чем позволено.

Кстати, обычная практика такова: наймодатель посещает квартиру раз в месяц, приезжая за арендной платой и заранее предупредив нанимателя по телефону.

РИСК 6. Неожиданное отключение «восьмерки» хозяином

Нанимателю нужно серьезно обсудить проблему междугородных разговоров. Некоторые наймодатели предпочитают отключать «восьмерку», чтобы избавить себя от неприятных сюрпризов в виде огромных телефонных счетов. Однако это значительное неудобство для нанимателя: трудно звонить на мобильные с федеральным номером, а для междугородных звонков приходится покупать карточки или заказывать переговоры заранее.

Поэтому стоит отказаться от найма такой квартиры или убедить хозяина пойти на компромисс: например, дать какую-то сумму в залог (ее вернут, когда наниматель будет съезжать, или засчитают за последний месяц арендной платы). Да и контролировать пользование «восьмеркой» несложно — наймодатель может по телефону еще до прихода счета выяснить, сколько жилец наговорил за месяц.

РИСК 7. Разбитая лампа и старые обои. Кому платить?

Есть такое понятие — естественный износ квартиры. Оно не юридическое, а скорее практическое. Не бывает так, что жили-пользовались несколько лет, а все осталось в том же состоянии. Деньги при аренде платят не за воздух и наличие сантехники, а за пользование квартирой. И есть неотвратимые процессы устаревания, изнашивания, стирания и прочие. Арендная плата, которую наймодатель кладет в карман, — это доход с заложенными в него рисками и издержками. Поэтому за разбитую лампу нужно платить, в категорию естественного износа это не входит. А вот потрепанные от времени обои менять не надо (если это не включено отдельным пунктом в договор найма).

И все же подобные моменты просто необходимо обговорить отдельно, даже если можно обойтись без заключения договора. Хотя бы для того, чтобы потом не пришлось делать капитальный ремонт или возмещать стоимость тех вещей, которые уже были сломаны или разбиты до вселения. Лучше всего составить акт приемки-передачи, в котором описывается квартира и ее состояние, причем ценные вещи и технику указать особым пунктом, дабы нанимателю не пришлось доказывать, что стиральная машинка куплена им лично несколько месяцев назад, а старинное зеркало ручной работы он в глаза не видел.

РИСК 8. Квартира по знакомству

Счастлив наниматель, которому удалось снять квартиру по знакомству. Ведь ему не пришлось платить агентству за услуги, да и наймодатель — человек проверенный, неожиданно поднимать арендную плату не будет. Вот тут наниматель совершает роковую ошибку: часто слишком тесные отношения с хозяином приводят к тому, что в квартире хранятся его вещи, он приходит, когда ему удобно, открывает дверь своим ключом и т. п. А если арендная плата существенно ниже рыночной, хозяин чувствует себя благодетелем, а наниматель — зависимым. Поэтому даже с близкими людьми следует договориться заранее, ведь квартиру все-таки сдают, пусть даже и знакомые и по низкой цене.

РИСК 9. Вы платили? Я платил!

Основное правило взаиморасчетов с хозяином — никаких денег без расписок! Пусть это будет самая простая расписка, где приведены паспортные данные наймодателя, или даже клочок бумаги с подписью хозяина, что арендную плату за определенный месяц он получил. Но она должна быть. Если отношения с собственником квартиры официальные — документ тоже должен быть официальным. Если отношения скорее личные, чем деловые, можно составить расписку в любой форме.

Никогда не угадать, какие сюрпризы готовит жизнь. Известно много случаев, когда, получив арендную плату, наймодатель не доносил ее до дома, а потом утверждал, что денег ему не давали. Или, взяв конверт, хозяин вдруг «обнаруживал», что их гораздо меньше, чем наниматель должен. Так что от обмана и недоразумений спасает только расписка, а уж пересчитать деньги хозяин просто обязан.

Итак, нанимателю следует придерживаться следующих правил:

1. Не обращаться в информационные агентства и к частным агентам. Искать квартиры по знакомству или через агентства недвижимости, которые предоставляют реальные варианты и тщательно проверяют документы хозяина.

2. Проверять у хозяина документы на квартиру и паспорт в случае самостоятельной аренды жилья, а деньги отдавать только под расписку.

3. Составлять договор найма и акт приема-передачи квартиры. В договоре обязательно указывать паспортные данные — свои и хозяина. В предмете договора зафиксировать характеристики сдаваемой квартиры (адрес, площадь и т. д.), правоустанавливающий документ, удостоверяющий, что это действительно хозяин недвижимости, определить стоимость одного месяца найма, время, в течение которого наймодатель не имеет права ее менять, все залоги и предоплаты, вопросы ремонта, посещений хозяином квартиры и т. п.

4. Заранее обсудить все важные моменты (оплата междугородных разговоров, коммунальных услуг, время посещений, кто ремонтирует сантехнику, если что-то сломалось, и т. п.), даже если наймодатель — близкий знакомый.






Comments are Closed