Main Menu

Ядовитые метры: к чему приводит экономия застройщиков на стройматериалах

Жительница Красноярска отсудила 7 миллионов рублей за формальдегид, обнаруженный в своей квартире. Сразу после переезда в новостройку у женщины и ее семьи резко ухудшилось самочувствие. Выяснилось, что концентрация вредного для здоровья газа превышает нормативные значения почти в 10 раз. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов выяснял, к чему может привести экономия застройщиков на стройматериалах.

Новая квартира в высотке на северо-западе Красноярска недолго радовала её владельцев. После переезда у жильцов начались сильные головные боли, заметно ухудшилось самочувствие. Собственница обратилась в местный центр гигиены и эпидемиологии. Экспертиза установила 10-кратное превышение ядовитого формальдегида в комнатах, то есть «жилая» квартира оказалась непригодной для жизни.

Компания-застройщик отказалась признавать претензии, и владелица обратилась в суд. Процесс продолжался около года. Судебные эксперты подтвердили превышение норматива. В итоге судья обязал компанию вернуть не только деньги за квартиру, но и возместить моральный вред, рассказывает председатель красноярского Общества защиты прав потребителей Михаил Шевцов:

«Строители стремятся получить наибольшую прибыль, не брезгуя при этом никакими методами экономии. В данном случае получилось, что были применены строительные материалы, которые выделяют формальдегид. Не удалось установить, какой именно материал, но нас это не интересовало. Нас интересовала общая атмосфера в квартире. Выяснили, что там жить нельзя».

Суд пришел к выводу, что потребитель вправе отказаться от квартиры, и обязал застройщика возместить затраты — стоимость квартиры, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. В сумме вышло около 7 миллионов рублей — в 3 раза больше, чем покупатель заплатил за пропитанные формальдегидом квадратные метры.

Ни одна из новостроек не застрахована от подобных случаев, уверен технический директор независимой экологической экспертизы «Тестэко» Александр Кукс. Качество дома — целиком на совести застройщиков, которые в кризис переходят на дешёвые стройматериалы:

«Фенол и формальдегид могут содержаться в бетоне, панелях ДСП. Может откуда-то из минваты поступать, допустим, если дом утеплён или утеплены швы. Но только в том случае, если швы не загерметизированы достаточно, то есть при условии попадания дождевой воды или таяния снега».

Пример такой экономии — так называемые «фенольные дома» в столице: в начале 70-х при строительстве серии серых панелек применялся фенол. Его добавляли в бетон, чтобы ускорить затвердевание и тем самым приблизить сроки сдачи домов. А для удешевления процесса в качестве утеплителя панелей использовали пропитанную фенолформальдегидными смолами стекловату. Практически сразу после постройки ядовитые испарения просочились внутрь квартир.

Некоторые современные материалы и методы, которые позволяют девелоперам удешевить себестоимость строительства, также имеют серьёзные минусы. Так считает руководитель отдела аналитики и консалтинга компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Георгий Новиков:

«Если речь идёт про монтаж вентилируемого фасада с обязательным слоем теплоизоляции, которая кладётся между пеноблоками и самим фасадом, то часто бывает, что её или не кладут вовсе, или это делается в недостаточной степени и неправильным образом монтируется. Это позволяет сэкономить материалы, но ведёт к существенным проблемам в жизни будущих клиентов».

Отсудившая 7 миллионов жительница Красноярска столкнулась с ещё одной проблемой: судебные приставы не могут найти деньги застройщика. Выяснилось, что строительная компания, которая возводит целые микрорайоны в Красноярске, судя по отчётам, не ведёт никакой деятельности.






Comments are Closed